Европе́йская языкове́дческая тради́ция -
совокупность методов и принципов описания и
изучения языка, исторически сложившаяся в пределах европейской науки и
культуры.
Несмотря на большое количество школ и направлений, существовавших в
Е. я. т., она в целом представляет собой единую линию развития науки о
языке («западная» традиция) в противоположность различным «восточным»
традициям, особенно развивавшимся независимо от античной языковедческой традиции, к которой
исторически восходит Е. я. т., возникшая после крушения Западной Римской
империи, в эпоху европейского средневековья, и складывавшаяся на базе
так называемого тривия: латиноязычных грамматик, риторик
(включая поэтики), а также логических учений («диалектик»). Эта система
формировалась в 6 в. как часть «энциклопедии», или «семи свободных
искусств», состоявших из тривия и квадривия (музыка,
арифметика, геометрия, астрономия). Считается, что канонизация
античного знания была впервые проведена Капеллой и Боэцием;
впоследствии были канонизированы грамматики Элия Доната и Присциана,
наиболее важные латинские риторики, поэтики и логические трактаты.
Боэций перевел на латынь основные тексты Аристотеля, относящиеся к
логике, прокомментировал его трактаты «Категории» и «Об истолковании».
Эти сочинения легли в основу развития логических учений в Европе.
Современник Боэция Кассиодор составил энциклопедическую компиляцию
латинских трудов по «словесным искусствам», к которым он отнёс
грамматику, риторику с поэтикой и логику.
В развитии Е. я. т. в Западной Европе можно выделить несколько
этапов:
6-12 вв., период усвоения латинского наследия и рождения
схоластической логики, причём грамматика рассматривалась как
вспомогательная дисциплина, служащая целям практического овладения
чтением и письмом;
13-14 вв., или так называемый предренессансный период, когда
европейские учёные более широко и углубленно знакомились с подлинными
сочинениями Аристотеля и когда делались новые, более точные переводы
логических трактатов греческого мыслителя; грамматика из
вспомогательной дисциплины становится частью философии, ключом к
пониманию природы человеческого мышления. В этот период формируется
концепция философской грамматики, противопоставленной грамматике
практической. Создаются грамматики греческого и
древнееврейского языков (Р. Бэкон). Пётр
Гелийский комментирует грамматику Присциана в соответствии с теми
изменениями, которые претерпел латинский
язык. На основе логических идей Петра Испанского (13 в.) возникает
крупнейшая логико-грамматическая школа «модистов» (см. Логическое направление);
15-16 вв., или ренессансный период, когда возникает интерес к
национальным языкам, стремление «обогатить и прославить» их наряду с
«классическими» (греческим и латынью). Канонические тексты переводятся
на литературные языки на народной основе,
создаются первые грамматики этих языков. Возникает проблема специфики
строя отдельных языков и её отражения в грамматиках. В Италии, Испании,
позже во Франции (1634) и ряде других стран Европы возникают академии,
занимающиеся вопросами языка, его изучения и нормирования. Это
значительно. обогащает Е. я. т., способствуя формированию на её основе
самостоятельных языковедческих традиций в ряде стран. Создаются
предпосылки для рождения науки о языке, отличной от традиционных
искусств речи;
17-18 вв., или «рационалистический» период. Происходившая в то время
в науке «декартовская революция» повлияла на филологов, заставив их
искать новые, «основанные на разуме», т. е. логико-рационалистические,
принципы исследования языка. Возникла «грамматическая наука» как область
изучения общих и неизменных свойств человеческой речи,
противопоставившая себя традиционному «грамматическому
искусству» (см. Универсальные
грамматики). В этот период были сделаны наблюдения о родстве языков
и подготовлена почва для рождения сравнительно-исторического языкознания.